Блог

Кризис 3 лет: для чего он нужен и как преодолеть?

Понятие «кризис 3 лет» знакомо всем родителям без исключения. Кто-то столкнулся с минимальными проявлениями этого переходного периода, а кто-то испытал детскую «несносность» во всем многообразии. Что это за кризис, почему он случается именно в трехлетнем возрасте и как вести себя родителям, чтобы дом не превратился в поле битвы — об этом мы расскажем в статье.
Суть кризиса 3 лет
В эпоху раннего развития детей «кризисный период» начинается гораздо раньше наступления трехлетнего возраста. Первые его признаки появляются у некоторых детей уже в 2 года, а заканчивается кризис постепенно — примерно к 4 годам. Таким образом, можно сказать, что кризис 3 лет начинается в 2 года, а завершается в 3,5–4 года. Трехлетний возраст — это рубеж, когда малыш из младенца превращается в ребенка-дошкольника. На этом этапе мозг претерпевает серьезные изменения: происходит созревание третьего блока. Формируются зоны мозга, ответственные за мышление и речь, развивается способность выражать свое несогласие, причем не только речевыми способами.

Третий блок мозга отвечает за саморегуляцию, самоконтроль и программирование. К трем годам его формирование завершается, и потому именно с этого возраста детям можно объяснять все требования и запреты. И именно с трех лет у малышей появляется способность понимать объясняемое и усилием воли захотеть выполнить предписание или нарушить запрет. С этого возраста дети начинают учиться контролировать себя и регулировать свое поведение. Отметим: только начинают учиться, и процесс этот очень сложный и долгий — это факт, к которому родителям нужно относиться с пониманием.

Если ребенок старше 3 лет вьет веревки из своих родителей, а его эмоционально-волевая сфера в запущенном состоянии — это сигнал, что произвольность его поведения нужно развивать, а третий блок мозга недостаточно сформирован.
Признаки кризиса 3 лет
Появление у ребенка способностей, которых ранее не было, в том числе мыслительных, приводит к тому, что в 3 года он начинает чувствовать себя более самостоятельным и независимым. И его желания часто вступают в конфликт с возможностями. До этого момента ребенок всегда ощущал главенствующую роль значимого взрослого, а теперь он пытается принимать решения самостоятельно и по сути хочет поменяться ролями со своими родителями. В поведении ребенка появляются следующие признаки:

  1. Переменчивое настроение: ребенок то хочет быть беспомощным малышом и просится на ручки, а то решительно заявляет: «Я сам!» — даже в тех случаях, когда сам сделать еще не может.
  2. Капризность, попытки манипулировать родителями с помощью нытья и истерик.
  3. Негативизм — отказ от выполнения просьб, несогласие с предложенным, нередко даже вопреки своим желаниям.
  4. Упрямство как способ обозначить границы своей личности.
  5. Своеволие как желание проявить самостоятельность.
  6. Возникновение большого количества требований, которые не могут быть исполнены (реализованы).
  7. Конфликтность, открытая конфронтация родительской воле.

Подобное поведение вызывает возмущение, а порой и сильный гнев у взрослых, потому что в их глазах детские выходки кажутся наглыми, бессовестными, хулиганскими и т.д. Если понимать, какие именно процессы происходят в детском сознании, и помнить, что ребенок — это все еще ребенок и к нему нельзя предъявлять те же требования, что и к взрослой сформированной личности, оценка его поведения будет совсем иной.
Как вести себя родителям во время кризиса 3 лет
Прежде всего нужно отказаться от интерпретации поступков ребенка. Его действия чаще всего не несут в себе той подоплеки, которую в них видят родители. Вот несколько полезных рекомендаций.

1.Демонстрируйте уважение к личности ребенка.

Вместо фраз «я лучше знаю» и «не дорос еще, чтоб сам решать» лишний раз спросите малыша, нужна ли ему помощь или он хочет сделать сам. Предоставляйте ему выбор, где это возможно.

2.Вместо скучных назиданий играйте с малышом.

В ролевых играх можно смоделировать все проблемные ситуации, и в формате игры малыш лучше запомнит и усвоит правильный вариант поведения.

3.Не пытайтесь сделать ребенка слишком послушным.

Протест, который он проявляет в трехлетнем возрасте, необходим маленькой личности, чтобы научиться выражать свое несогласие. Если этот механизм сломать агрессивным воспитанием, малыш никогда не научится сопротивляться тем процессам, которые ему неприятны.

4.Учите ребенка словами выражать свои потребности.

До сих пор он умел это делать только при помощи криков и истерик. Теперь настало время высказывать свои неприятные ощущения, огорчения, несогласие словами. Отношения родителей с детьми должны строиться на основе обсуждения проблем, разных точек зрения, разных желаний.

5.Меньше критикуйте ребенка.

И, если уж возникает необходимость покритиковать, обязательно тут же найдите, за что похвалить непоседу.

6.Не усугубляйте негативные моменты.

Если чувствуете, что коса нашла на камень, лучше отвлеките внимание на что-то нейтральное и приятное. К примеру, предложите вместе посмотреть Нажималку «Первые знания» — в ней столько полезного! Совместное занятие даст ребенку ту эмоциональную близость, в которой он так нуждается. Гораздо полезнее обсуждать занимательные факты и отвечать на вопросы викторины, чем спорить и конфликтовать.

Детские кризисы нужны для того, чтобы старая система взаимодействия с миром разрушалась и ей на смену приходила новая. Каждый кризис помогает ребенку переходить на новый виток развития. Кризисные периоды будут проходить мягче, если в семье спокойная обстановка и детско-родительские отношения выстроены гармонично.

Как бы то ни было, следует помнить, что кризис 3 лет рано или поздно закончится, а память о счастливых совместных минутках из детства останется навсегда.