Вопрос о том, когда пора учить ребенка читать, достаточно спорный. Двух одинаковых детей не бывает. Кто-то к первому классу знает алфавит, но не умеет складывать буквы в слоги, а кто-то в 4 года изъявил желание и активно освоил навык чтения. Педагоги рассказывают о том, что дети проявляют готовность к чтению в разном возрасте, в диапазоне от 4 до 7 лет. Сегодня мы поговорим не о том, когда лучше учить читать ребенка, а как научить читать наиболее эффективно. В этом деле важно правильно выполнить первые шаги на пути овладения этим важным навыком.
Шаг 1. Учим буквы правильно
Очень важно, чтобы ребенок изначально запоминал буквы по звукам, которые они дают в словах. Если малыш запомнит официальные названия согласных («бэ», «вэ», «гэ»…), он столкнется с трудностями на этапе образования слогов. Например, в слове «баба», он будет произносить каждую букву: «бэ-а-бэ-а», а просьба прочитать это как «баба» вызовет у ребенка недоумение. Педагоги и логопеды предупреждают: учить согласные буквы нужно звуками «б», «в», «г» — чтобы в дальнейшем попытки прочитать слог были более удачными: «б-а-б-а».
Очень важно, чтобы ребенок изначально запоминал буквы по звукам, которые они дают в словах. Если малыш запомнит официальные названия согласных («бэ», «вэ», «гэ»…), он столкнется с трудностями на этапе образования слогов. Например, в слове «баба», он будет произносить каждую букву: «бэ-а-бэ-а», а просьба прочитать это как «баба» вызовет у ребенка недоумение. Педагоги и логопеды предупреждают: учить согласные буквы нужно звуками «б», «в», «г» — чтобы в дальнейшем попытки прочитать слог были более удачными: «б-а-б-а».
Шаг 2. Осваиваем принцип чтения слогов
Для этого шага нам потребуются несколько согласных и только один гласный звук. Сразу все гласные брать не стоит. На первом занятии нам важно понять сам принцип чтения.
Берем к примеру звук «а», убеждаемся, что ребенок произносит его с нужной артикуляцией, широко открывая ротик. Далее соединяем этот гласный звук с разными согласными, озвучиваем и просим повторить:
БА, ПА, МА, ЛА…
Когда дошкольник прочитает все слоги с «а» без ошибок, переходим к следующему шагу.
Для этого шага нам потребуются несколько согласных и только один гласный звук. Сразу все гласные брать не стоит. На первом занятии нам важно понять сам принцип чтения.
Берем к примеру звук «а», убеждаемся, что ребенок произносит его с нужной артикуляцией, широко открывая ротик. Далее соединяем этот гласный звук с разными согласными, озвучиваем и просим повторить:
БА, ПА, МА, ЛА…
Когда дошкольник прочитает все слоги с «а» без ошибок, переходим к следующему шагу.
Шаг 3. Соединяем буквы в слоги
Мы усложняем задачу. Теперь читать нужно не 1, а 2 слога, при этом используем ту же самую гласную. В нашем случае «а». Для начала пусть это будут повторяющиеся слоги («ба-ба», «па-па»), а когда ребенок будет читать их уверенно, можно предложить ему прочитать два слога с разными согласными («ла-па»). Когда двусложные слова будут отработаны, можно переходить к трехсложным («па-па-ха», «па-ла-та»).
Мы усложняем задачу. Теперь читать нужно не 1, а 2 слога, при этом используем ту же самую гласную. В нашем случае «а». Для начала пусть это будут повторяющиеся слоги («ба-ба», «па-па»), а когда ребенок будет читать их уверенно, можно предложить ему прочитать два слога с разными согласными («ла-па»). Когда двусложные слова будут отработаны, можно переходить к трехсложным («па-па-ха», «па-ла-та»).
Шаг 3. Отрабатываем закрытые слоги
Торопиться с переходом на следующий этап обучения не нужно. Важно, чтобы чтение открытых слогов дошло у ребенка до автоматизма. Если малыш верно читает слоги с разными согласными, с одной и той же гласной буквой «а», значит, он освоил принцип соединения букв-звуков.
Многие родители думают, как научить ребенка быстро читать. Но быстро — не значит качественно. Отрабатывайте каждый этап до полного усвоения.
Через несколько уверенных занятий мы начинаем читать закрытые слоги, то есть слоги из двух согласных, соединенных между собой гласной. Показываем на своем примере, как нужно протягивать слог с первой согласной и как отрывисто нужно читать согласную в конце слога: «СаааД», «МаааК».
Торопиться с переходом на следующий этап обучения не нужно. Важно, чтобы чтение открытых слогов дошло у ребенка до автоматизма. Если малыш верно читает слоги с разными согласными, с одной и той же гласной буквой «а», значит, он освоил принцип соединения букв-звуков.
Многие родители думают, как научить ребенка быстро читать. Но быстро — не значит качественно. Отрабатывайте каждый этап до полного усвоения.
Через несколько уверенных занятий мы начинаем читать закрытые слоги, то есть слоги из двух согласных, соединенных между собой гласной. Показываем на своем примере, как нужно протягивать слог с первой согласной и как отрывисто нужно читать согласную в конце слога: «СаааД», «МаааК».
Шаг 4. Добавляем вторую гласную
Для начала мы тренируемся читать те же варианты слогов со второй гласной, чтобы убедиться, что малыш также правильно выполнит задание с другой гласной буквой. Показываем, как нужно округлять губы, произнося гласный звук «о». И так в дальнейшем поступаем с каждой гласной.
Сначала читаем простые слоги из двух букв: «бо», «во», «хо».
Затем простые слова из повторяющихся слогов: «бо-бо», «во-во», «хо-хо».
Переходим к трехсложным словам, комбинируем согласные: «мо-ло-ко», «зо-ло-то».
И далее вводим слова с двумя разными гласными: «во-да», «ко-жа», «по-ма-да».
Для начала мы тренируемся читать те же варианты слогов со второй гласной, чтобы убедиться, что малыш также правильно выполнит задание с другой гласной буквой. Показываем, как нужно округлять губы, произнося гласный звук «о». И так в дальнейшем поступаем с каждой гласной.
Сначала читаем простые слоги из двух букв: «бо», «во», «хо».
Затем простые слова из повторяющихся слогов: «бо-бо», «во-во», «хо-хо».
Переходим к трехсложным словам, комбинируем согласные: «мо-ло-ко», «зо-ло-то».
И далее вводим слова с двумя разными гласными: «во-да», «ко-жа», «по-ма-да».
Шаг 5. Комбинируем закрытый и открытый слоги
Когда ребенок научится уверенно читать открытые слоги с разными гласными, можно переходить к более сложным словам: «ко-мод», «са-пог», «па-ро-ход».
Когда ребенок научится уверенно читать открытые слоги с разными гласными, можно переходить к более сложным словам: «ко-мод», «са-пог», «па-ро-ход».
Эти первые шаги на пути к освоению навыка чтения кажутся совсем нетрудными, но совершать их нужно постепенно, двигаясь от простого к сложному. Пока ребенок не научится сливать буквы в слоги, переходить к чтению текстов не следует.
Перед тем, как научить ребенка читать слоги, нужно удостовериться, что он действительно хорошо знает буквы русского языка. Как сделать так, чтобы ребенок лучше запомнил алфавит? Зубрить — худший вариант. Дети запоминают то, что можно потрогать, увидеть, связать с чем-то понятным. Поэтому так важно лепить буквы из пластилина, находить их на обложках книг и журналов, на вывесках и упаковках, крепить буквы-магниты на холодильник, обводить их в прописях, раскрашивать карандашами или красками.
Нервная система у дошкольников еще не созрела, чтобы выдерживать долгие монотонные занятия. А изучение алфавита — задача действительно сложная, если не перенести ее в игровую форму. Чтобы у ребенка не пропал интерес к чтению и мотивация к обучению в целом, не усаживайте его за длительные и скучные занятия. Домашние «уроки чтения» не должны продолжаться более 10-15 минут в день, и лучше всего проводить их с помощью интересных пособий. Легко запоминать буквы помогают красочные говорящие книги Нажималки от BertToys.
Перед тем, как научить ребенка читать слоги, нужно удостовериться, что он действительно хорошо знает буквы русского языка. Как сделать так, чтобы ребенок лучше запомнил алфавит? Зубрить — худший вариант. Дети запоминают то, что можно потрогать, увидеть, связать с чем-то понятным. Поэтому так важно лепить буквы из пластилина, находить их на обложках книг и журналов, на вывесках и упаковках, крепить буквы-магниты на холодильник, обводить их в прописях, раскрашивать карандашами или красками.
Нервная система у дошкольников еще не созрела, чтобы выдерживать долгие монотонные занятия. А изучение алфавита — задача действительно сложная, если не перенести ее в игровую форму. Чтобы у ребенка не пропал интерес к чтению и мотивация к обучению в целом, не усаживайте его за длительные и скучные занятия. Домашние «уроки чтения» не должны продолжаться более 10-15 минут в день, и лучше всего проводить их с помощью интересных пособий. Легко запоминать буквы помогают красочные говорящие книги Нажималки от BertToys.

Мы рады представить вам нашу Новинку — большую Нажималку «Первые знания». В этой книге много внимания уделено русскому алфавиту. Каждая буква здесь имеет свой цвет и кажется объемной. В интерактивной книге наглядно показано, в каких словах встречается буква и как она там звучит. В книге размером 29.3х24.6 см красочные мелованные страницы, твердый переплет и возможность зарядки с помощью USB провода. Нажималка «Первые знания» — прекрасный подарок для ребенка от 2 до 5 лет, в ней собрано более 800 звуков: сказки, песни, мелодии, потешки, стихи, чистоговорки, звуки окружающего мира, интересные факты. В Нажималке также присутствует режим игры, который так нравится малышам. А родителям нравится возможность регулировки громкости и способность держать заряд до 4 часов.