Процесс становления речи у ребенка идет постепенно, охватывая практически весь дошкольный период. Начинается он с первых месяцев жизни, со стадии гуления, а окончательное становление речи происходит ближе к школе. В каждом случае процесс этот будет проходить индивидуально, но есть определенные нормативы, на которые нужно ориентироваться для оценки психофизического развития ребенка в целом. Чтобы ускорить этот процесс и облегчить коммуникацию ребенка с другими людьми, можно воспользоваться таким полезным средством как логопедическая гимнастика. В этой статье мы расскажем о логопедической артикуляционной гимнастике, которую ребенок сможет выполнять дома с мамой.
Логогимнастика и артикуляционная гимнастика — в чем разница
Логогимнастикой упрощенно называют комплекс упражнений, которые логопеды применяют в своей практике. Дело в том, что словосочетание «артикуляционная гимнастика» выговаривать куда сложнее, и потому под термином «логогимнастика» подразумевается именно комплекс упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие их подвижности и координации.
Логогимнастикой упрощенно называют комплекс упражнений, которые логопеды применяют в своей практике. Дело в том, что словосочетание «артикуляционная гимнастика» выговаривать куда сложнее, и потому под термином «логогимнастика» подразумевается именно комплекс упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие их подвижности и координации.
Многие думают, что логогимнастика — это то, чем можно заниматься только под контролем логопеда. С одной стороны, это верно, но не совсем.
Однако упражнения, проводимые с участием специалиста-логопеда, будут более эффективными.
В любом случае, посетить логопеда хотя бы один раз не повредит никому. После консультации ребенок получает перечень рекомендаций и упражнения для домашней артикуляционной гимнастики.
- Многие упражнения ребенок делает сам интуитивно, даже не подозревая, что таким образом развивает свои речевые способности. К примеру, щелчок языком о небо относится к числу первых звуков, которые родители для развлечения показывают своему малышу и радуются, когда ему удается повторить. Это упражнение, именуемое «лошадкой», относится к базовым в артикуляционной гимнастике.
- Каждый ребенок любит безостановочно болтать языком, произнося забавные звуки. Таким образом тренируются мимические мышцы, мышцы языка и гортани — происходит развитие речевого аппарата.
- Еще один способ заниматься артикуляционной гимнастикой — повторять образцы упражнений из специальных пособий или видеороликов в интернете.
Однако упражнения, проводимые с участием специалиста-логопеда, будут более эффективными.
В любом случае, посетить логопеда хотя бы один раз не повредит никому. После консультации ребенок получает перечень рекомендаций и упражнения для домашней артикуляционной гимнастики.
Условно логогимнастику как комплекс логопедических упражнений можно разделить на:
Кроме того, в арсенале логопеда имеется также логомассаж — когда специалист с помощью специальных приспособлений (щетка, шпатель, палочка) выполняет те артикуляционные движения, которые ребенок не может совершить самостоятельно.
Домашнюю артикуляционную гимнастику нужно проводить регулярно, начиная с 5 минут в день и постепенно увеличивая это время до 25 минут в совокупности. Каждое упражнение проводится в несколько повторений, каждая статичная поза удерживается до 7 секунд. Чтобы не превращать упражнения в скучную рутину, можно встраивать их в обычные дела. Часть гимнастики можно делать на прогулке, часть — во время купания. Но на первом этапе важно, чтобы ребенок наблюдал за собой в зеркало.
- техники, направленные на расслабление языка;
- собственно артикуляционные упражнения;
- дыхательную гимнастику.
Кроме того, в арсенале логопеда имеется также логомассаж — когда специалист с помощью специальных приспособлений (щетка, шпатель, палочка) выполняет те артикуляционные движения, которые ребенок не может совершить самостоятельно.
Домашнюю артикуляционную гимнастику нужно проводить регулярно, начиная с 5 минут в день и постепенно увеличивая это время до 25 минут в совокупности. Каждое упражнение проводится в несколько повторений, каждая статичная поза удерживается до 7 секунд. Чтобы не превращать упражнения в скучную рутину, можно встраивать их в обычные дела. Часть гимнастики можно делать на прогулке, часть — во время купания. Но на первом этапе важно, чтобы ребенок наблюдал за собой в зеркало.
Пять простых и эффективных упражнений артикуляционной гимнастики
Во время диагностики логопед определяет, в каком порядке необходимо ставить ребенку отсутствующие звуки. Например, когда к логопеду приходит ребенок 4 лет, у которого нет четкого произношения «н», «б», «п» или других звуков, которые появляются у детей на первом году жизни, то профессионал начнет с постановки этих самых ранних звуков и продолжит в порядке онтогенеза.
Заметим, что свистящие звуки появляются у детей к 3,5 годам, а шипящие — к 4,5 годам. Что касается звуков «л» и «р» — они должны развиться к 5,5 годам. Но значит ли это, что до указанного возраста заниматься логопедической гимнастикой не имеет смысла? Нет, не значит. Более того, в некоторых случаях логопед может заметить, что ребенок сформировал неправильный стереотип произнесения звука, исправлять который будет намного сложнее, чем если бы ему изначально помогли и научили верному звукоизвлечению. Поэтому тактика «ждать до последнего» далеко не во всех случаях приносит хороший результат.
Во время диагностики логопед определяет, в каком порядке необходимо ставить ребенку отсутствующие звуки. Например, когда к логопеду приходит ребенок 4 лет, у которого нет четкого произношения «н», «б», «п» или других звуков, которые появляются у детей на первом году жизни, то профессионал начнет с постановки этих самых ранних звуков и продолжит в порядке онтогенеза.
Заметим, что свистящие звуки появляются у детей к 3,5 годам, а шипящие — к 4,5 годам. Что касается звуков «л» и «р» — они должны развиться к 5,5 годам. Но значит ли это, что до указанного возраста заниматься логопедической гимнастикой не имеет смысла? Нет, не значит. Более того, в некоторых случаях логопед может заметить, что ребенок сформировал неправильный стереотип произнесения звука, исправлять который будет намного сложнее, чем если бы ему изначально помогли и научили верному звукоизвлечению. Поэтому тактика «ждать до последнего» далеко не во всех случаях приносит хороший результат.
Мы предлагаем 5 упражнений, каждое из которых подготавливает речевой аппарат к произнесению сразу нескольких звуков. Они понятны ребенку и выполняются без труда.
1. Грибок.
Исходное положение: широкая улыбка с открытым ртом. Язык «приклеиваем» к небу, чтобы плоская верхушка напоминала шляпку гриба, а уздечка — ножку. Удерживаем в такой позиции до 5 секунд. Потом «отклеиваем» язык. Повторяем 3–5 раз.
2. Ступеньки.
Исходное положение: приоткрываем рот в улыбке, широкий язык кладем на верхнюю губу в форме чашечки. Это первая ступень. Далее язык перемещается также в форме чашечки на верхние зубы — вторая ступень. Потом язык скользит к бугоркам за верхними зубами и прижимается к ним. Важно, чтобы форма языка напоминала чашечку на протяжении всего упражнения.
3. Индюк.
Исходное положение: рот слегка приоткрыт, широкий язык лежит на верхней губе. Далее мы пытаемся как бы погладить языком верхнюю губу и водим по ней взад и вперед. Темп нужно наращивать. Если выполнять эту технику быстро, появится звук, напоминающий индюшиное «бл-бл-бл». Такое упражнение вызывает массу положительных эмоций у ребенка.
4. Качели.
Исходное положение: широкая улыбка с открытым ртом. Далее напряженным кончиком языка упираемся то в верхние, то в нижние резцы. Другой вариант: расслабленный язык в широком положении кладем за нижние зубы и удерживаем 3–5 секунд, затем перемещаем в том же положении за верхние зубы, также задерживаем на 3–5 секунд.
Повторяем упражнение 5 раз. Подбородок и губы должны оставаться неподвижными. Это упражнение тренирует мышцы языка, позволяя ему легко менять свое положение.
5. Варенье.
Исходное положение: улыбка с приоткрытым ртом, нижние зубы обнажены.
Высовываем язык «чашечкой». Плоским широким кончиком облизываем верхнюю губу движениями «вверх–вниз».
1. Грибок.
Исходное положение: широкая улыбка с открытым ртом. Язык «приклеиваем» к небу, чтобы плоская верхушка напоминала шляпку гриба, а уздечка — ножку. Удерживаем в такой позиции до 5 секунд. Потом «отклеиваем» язык. Повторяем 3–5 раз.
2. Ступеньки.
Исходное положение: приоткрываем рот в улыбке, широкий язык кладем на верхнюю губу в форме чашечки. Это первая ступень. Далее язык перемещается также в форме чашечки на верхние зубы — вторая ступень. Потом язык скользит к бугоркам за верхними зубами и прижимается к ним. Важно, чтобы форма языка напоминала чашечку на протяжении всего упражнения.
3. Индюк.
Исходное положение: рот слегка приоткрыт, широкий язык лежит на верхней губе. Далее мы пытаемся как бы погладить языком верхнюю губу и водим по ней взад и вперед. Темп нужно наращивать. Если выполнять эту технику быстро, появится звук, напоминающий индюшиное «бл-бл-бл». Такое упражнение вызывает массу положительных эмоций у ребенка.
4. Качели.
Исходное положение: широкая улыбка с открытым ртом. Далее напряженным кончиком языка упираемся то в верхние, то в нижние резцы. Другой вариант: расслабленный язык в широком положении кладем за нижние зубы и удерживаем 3–5 секунд, затем перемещаем в том же положении за верхние зубы, также задерживаем на 3–5 секунд.
Повторяем упражнение 5 раз. Подбородок и губы должны оставаться неподвижными. Это упражнение тренирует мышцы языка, позволяя ему легко менять свое положение.
5. Варенье.
Исходное положение: улыбка с приоткрытым ртом, нижние зубы обнажены.
Высовываем язык «чашечкой». Плоским широким кончиком облизываем верхнюю губу движениями «вверх–вниз».
Чтобы сделать домашнюю артикуляционную гимнастику более интересной для ребенка, подарите ему логопедическую игрушку от BertToys. Собачка Буля, Тигренок Рыки или Панда Тичи научат малыша большому количеству полезных упражнений, чистоговорок и распевок. Целых 8 режимов работы игрушки позволят дошкольнику интересно и эффективно провести время, занимаясь развитием речевых навыков. При желании логоигрушку можно дополнять развивающими печатными изданиями. В память интерактивной зверушки можно загружать собственный контент. С ней удобно заниматься дома, а также брать с собой, чтобы продолжать развиваться в любом месте. Логоигрушка заряжается от розетки, имеет функцию регулировки звука, а также есть возможность работы с наушниками.
BertToys — это удобно, многофункционально и прогрессивно.
BertToys — это удобно, многофункционально и прогрессивно.